Моральные основания системы

Как и любое полезное государственное начинание, которое происходило в истории, любое новое должно быть продолжением движения к большей справедливости и свободе и в то же время, большей ответственности за самих себя в любых взаимодействиях, а также эффективности этих самых взаимодействий. Взаимодействия должны становиться все менее регулируемыми страхом наказания, но более открытыми и справедливыми сами по себе, исходя из личной ответственности и заинтересованности в результате. 

Со временем роль карающего государства должна, если не исчезнуть то насколько это возможно снизиться, вместо чего появится государство помогающее и дающее возможности соответствующие способностям каждого человека. Человек в таком государстве, насколько это возможно, ответственен за свои действия и решения, действует не нарушая закон, но не сколько ввиду страха наказания со стороны государства, но ради сохранения репутации, доверия со стороны своих сограждан.

Репутация человека в системе

Хорошая репутация человека говорит о том, что он был всегда честен и никого не обманул, выполнял все договоренности, обман  возможен только тогда, когда ты хотя бы устно, но договариваешься о чем-то и потом не выполняешь условия договора. Из нарушения договоренности возникает тот или иной долг, который человек обязан возместить. Есть честные люди и я надеюсь их большинство, но думая об обществе как о некоем хорошо устроенном механизме нам важно учесть всяких людей, в том числе и склонных к обману. И потому разумно создать условия когда невозможно обмануть не будучи в этом уличенным, что естественно принуждает  чтобы быть честным. 

Репутация в системе и конкретно отсутствие долгов по тем или иным договоренностям помогает человеку брать на себя выполнение еще более ответственных и ценных задач. В любом ограниченном коллективе так  и происходит. Система ОД в данном случае помогает зафиксировать процессы сотрудничества, которые и так естественным образом происходят в жизни, когда люди живут в небольшом коллективе непосредственно зная о деятельности друг от друга.

Такого рода естественный отбор на тех, кому можно и нельзя доверять ведет не только к отсеву бесполезных и вредных взаимодействий, но и к повышению качества результата этих взаимодействий. Само ответственное выполнение той или иной работы становится нормой и уже из этой нормы далее развивается в искусство и т.д. улучшая общее качество жизни.

Репутация в системе будет прежде всего в форме взятых и выполненных обязательств либо невыполненных обязательств и является внутренней юридической,  правовой формой существования человека как пользователя и участника системы ОД.  Более конкретно система регистрирует договоренность и в случае неисполнения договоренности, возникающий из невыполненной договоренности долг становится публичным, известным всем участникам системы.

Свобода и ответственность 

В настоящий момент традиционно свобода взаимодействий ограничена юридическим лицом, имеющим право это взаимодействие осуществлять под контролем той или иной государственной юрисдикции и как следствие, само взаимодействие облагается налогом. Наши взаимодействия происходят как в физическом, так и  в юридическом плане существующем по своим законам, регулируемыми государством. 

В системе ОД закон защищающий любую договоренность с самого начала, там где это возможно и уместно, речь идет прежде всего про экономические взаимодействия, заменяется репутацией пользователя системы, который является одновременно и физическим и юридическим лицом и имеет право на любую деятельность, в том числе нанимать других людей, платить зарплату и т.д.

Его ответственность за свои договоренности и последующие действия возникает не только перед тем, с кем он договорился, но и перед всеми остальными участниками системы, заинтересованными чтобы договоренности выполнялись.  Действуя на свой страх и риск,  участники системы сами выработает ту норму поведения, которая позволит успешно существовать в системе без какого либо страха перед законом. 

О подобном, писал и Адам Смит подразумевая то, что совокупность естественных взаимодействий сама по себе создает не только богатство, но и некие нравственные нормы поведения, подразумевающие естественную ответственность за свои действия, которые проистекают не из страха наказания, а из страха потерять работу или источник дохода в виде наработанных экономических связей. Такого рода принцип некогда работал в Европе. Глобальный, современный мир в ввиду многочисленных государств, относительно открытых границ и высокой конкуренции позволяет быстро и практически без всякого риска менять место работы, род деятельности и прочее, то что никак не способствует созданию крепких долговременных отношений доверия и сотрудничества. Как это было когда-то в городах Европы или даже в деревнях России, где все друг друга знали, могли друг другу доверять и трудиться на общее благо. 

Крупные компании и общины

Сейчас такого рода добросовестное сотрудничество могут позволить только крупные компании количество которых объективно ограничено. И ввиду их ограниченного количества, работники, которые хотят построить карьеру стараются сохранить свою репутацию, работая более менее честно. 

В данном случае поведение и работы в корпорации или в крупном государственном предприятии регулируется сверху, начальством, которое решает как надо себя вести по отношению к тому или иному. Такого рода мораль, которая не вырабатывается снизу естественным образом, а навязывается сверху, может на мой взгляд привести к моральному разложению общества. Так как люди перестают сами понимать на своей практике жизни и живого взаимодействия, что есть правильный поступок по отношению к другому человеку. Люди нравственно отчуждаются друг от друга надеясь исключительно на своего работодателя как единственного источника их выживания. Который ввиду своего морального разложения от власти и денег может навязывать им совершенно чуждые им моральные нормы. 

Вне корпораций доверие возникает только в каких то малых национальных общинах, где люди связаны почти родственными связями, которые в конечном счете экономически доминируют и экономически вытесняют местное население, которое остается разобщенным друг для друга и менее экономически активным.  Что в конечном итоге приводит к усилению этнической и национальной неприязни, к определенным национальным меньшинствам.

Суть ОД

Система ОД сама по себе имеет практическую направленность и не имеет цели, как-то политически изменить моральные приоритеты тех или иных государств или наций. 

Суть ОД — создать альтернативную форму кооперации со строгим публичным контролем всех взаимодействий. Помимо того, что бы добиться благосостояния для участников системы, цель системы — создать новый уровень жизни, отвечающий искомому социальному прогрессу,  движению к большей личной свободе и ответственности за свои действия. Все это для многих быть может уже ценно само по себе, но меня и участников системы ОД, это важно и тем что по достижению такого рода взаимодействия у нас откроется возможность применять те же принципы и в вопросах экологии, то есть не нарушать более общие принципы жизнедеятельности влияющие не только на нашу личную жизнь, но и на жизнь наших потомков, на судьбу нашей планеты в целом. Таким образом, искомая честность и доверие между всеми людьми, является неотъемлемым шагом к созданию гармонично устроенной экономики. 

16.06.2023

Добавить комментарий

© 2021 Открытые деньги