Введение в проблемы экономики планеты

Для того чтобы говорить о проблемах экономики планеты стоит понимать, что имеется ввиду под словосочетанием “экономика планеты” и что означает ее проблема. Основное отличие экономики планеты от экономики отдельного хозяйства или страны состоит в том, что экономический субъект планета не имеет конкурентов и ограничен в доступе к каким либо ресурсам извне и это основная проблема. Когда же мы говорим о проблемах экономики в отдельной стране, зачастую, имеется в виду то, что данная страна менее успешна нежели другая так, что она производит и потребляет меньше благ. Планету, в целом,  такого рода показателям сравнить не с чем, но это не значит то, что любое состояния экономики планеты являются нормальным или желательным. Желательным является такое, какое позволит нам дожить до состояния, когда мы сможем дополнительно обеспечивать себя ресурсами извне или найдем друзей, или конкурентов на других планетах. А для этого нам нужен новый тип экономики, позволяющий в большей степени сохранять, улучшать и даже увеличивать доступные нам природные ресурсы.

Показатель успеха экономики 

Показателем успеха в экономике отдельной страны может быть доход на одного человека или стоимость труда, по сравнению со стоимостью товаров. Например, сколько нужно потратить сил, чтобы обеспечить себя пропитанием. Но, это относительный показатель успеха. В экономике нет правила — сколько нужно работать, чтобы себя обеспечить. Нет правила, какой величины должно быть это обеспечение.  Экономика только констатирует факт того, что рабочий день обеспечивает те или иные потребности. Величину этих потребностей определяем мы, сами согласно своим желаниям. 

Можно сказать, что любая проблема в экономике — это несоответствие действительности нашим потребностям и желаниям. И для её решения нужно изменить либо желания, либо осуществить желаемое непосредственно исправив проблему,  достигнув чего-то лучшего чем оно есть. Сумма такого рода достижений в экономике  составляют суть прогресса. 

Сами проблемы могут быть как частные, если это касается жизни и желаний отдельного человека, так и в некоторой степени общими, если это касается многих, например, отдельного государства. Так, что бы разобраться в проблемах общих и частных, можно обозначить каковы наши потребности и желания сами по себе, которые могут быть также общими и частными.

Общие желания

 

Общие желания или потребности, мы можем вывести из того, что присуще всем людям и, в общем-то всем живым организмам — желание  выживать, непосредственно прожить жизнь и оставить после себя потомство. Возможно, в этом отношении мы найдем исключения, но это не будет составлять большинство занятое в экономической деятельности. Если некий человек готов отдать за что-либо жизнь, сама его жизнь или жизнь его близких до того момента будет так или иначе подчинена  желанию выживать. И, как следствие, он будет участвовать в  экономической деятельности. Экономика может служить в том числе и военным целям, но в мирное время экономика и переработка любых внешних ресурсов направлена прежде всего на достижение цели собственного выживания, то есть, созданию и обеспечению семьи и как следствие продолжению потомства.

Что касается самого проживания жизни, ее комфорта то, не смотря на все разнообразия вкусов и существующих вещей, желания  ограничиваются  достатком и наличием средств. Например, кто-то имеет возможность и средства построить хижину только из бамбука или камыша, вполне допустимо, что он  хотел бы иметь дом из дерева или камня при необходимом для этого количества средств. Таким образом, относительно вещей, которые составляют достаток, комфорт и удовольствие, можно весьма уверенно предположить, что каждый человек хотел бы обладать большим того, что он может иметь. 

 Что касается желания продолжить род, то мы  упираемся в некоторые ограничения  на что биологически способен человек. Прежде всего это касается женщины, так как ее возможность иметь множество детей по сравнению с мужчиной значительно ограничены физиологией. И тем не менее, если желание иметь множество собственных детей для женщины ограничено, то материальный достаток позволяет в значительной степени обеспечить жизнь и выживание собственного потомства в виде образования, наследуемого имущества, каких-либо прав и т.д.

Желание улучшения благосостояния свойственно всем и не имеет каких-либо границ, а количество усилий требуемых для удовлетворения такого рода желаний отдельного человека, легко выходят за границы того, что сам этот человек способен предпринять для их удовлетворения. 

Говоря об  экономике, мы перешли к желаниям, а рассмотрев желания, понимаем, что они по своей сути не ограничены когда касаются непосредственно жизни и ограничены в случае исполнения какой-либо функции, например такой, как деторождение. Желания не ограничены, возможности ограничены.

Индивидуальные желания 

Если находить отличия между людьми, мы придем к индивидуальным особенностям тела и психики, изначальным условиям жизни, места рождения, родителей и прочего, то есть всего того, что  отличает одного человека от другого.  И если цели относительно качества жизни и репродукции приблизительно у всех одинаковы, то способы достижения этих целей различны, ввиду различия изначальных внутренних и внешних условий. 

Таким образом, изначальные условия для возникновения из того или иного индивидуального желания сужаются до условий существования конкретного человека, его качеств, и если мы говорим про экономическую деятельность, то обычно они определяются предметной задачей. 

Под такой задачей обычно подразумевается  работа для которой нужны те или иные инструменты или соответствующие условия. Когда наши желания направлены на достижения таких конкретных внешних целей мы обычно говорим о ресурсах и инструментах, которые позволяют их осуществить. К примеру, если нужно спилить дерево, мы используем пилу или  бензопилу. Мы можем заметить то, что инструменты не удовлетворяют наши желания сами по себе, но помогают достичь определенной цели выполнить ту или иную работу. Количество и качество этих инструментов задается не желанием организма, как это обстоит с желанием жить и выживать, но сообразуются с целью или результатом самой работы и упомянутым выше техническим прогрессом. Наше индивидуальное желание происходящие из такой конкретной задачи сводится к конкретному инструменту, позволяющему эту задачу решить наиболее простым способом из тех что доступны благодаря прогрессу.

Самоценное желание

Желание того или иного инструмента или вернее средства достижения цели — индивидуально, так как связано с конкретной ситуацией, но есть желания связанные с личными талантами, в таком случае мы говорим о самоценных желаниях, позволяющих выразить свой индивидуальный талант. В случае, когда желания самоценны, то есть, их исполнение не связано с созданием чего-либо практически полезного, то реализацию такого рода желаний можно назвать творчеством. Творчество — это то, что приятно и желанно как создавать, так и потреблять само по себе, без какой-либо явной утилитарной пользы. Творчество — это все то, что увлекает само по себе и лишь поскольку постольку служит практической пользе, то есть, в нашем случае использованию ресурсов ради выживания. Вся окружающая нас культура состоит из  творчества, которое со временем превратилось в работу, слилась и стала частью общей экономики, так как продукты творческого труда могут являться ценными не только для создателя, но и для остальных людей. Творчество проникает не только в досуг.Например, индустрия развлечений, кино, литература и прочее, но и составляет суть научного и социального прогресса. Например, творчество в форме философии создает смыслы для жизни отдельного человека и целых государств. К такого рода смыслам можно отнести и религию. 

Следование религии, стремление к достижению христианских идеалов, может быть бесполезно с утилитарной точки зрения для конкретного человека, так как будет ограничивать человека в его желании извлечь выгоду, получить удовольствие. Религия ограничивает в желаниях, принуждает к умеренности, посту, пожертвованиям соблюдения моральных правил и т.д. В то время как человек не ограниченный этими правилами, по всей видимости мог бы добиться большего. Но тем не менее, следуя ей, мы видим как она способна организовать общество в целом. Проще говоря, общество с моральными ограничениями всегда будет успешней, общества без таковых. Но сами эти ограничения, в древнии суеверия, в традиционно исполняемые ритуалы, общая польза от их должна осознаваться и они должны адаптироваться под современное время и актуальные проблемы. А таковые на сегодняшний день проблемы взаимоотношения человека и окружающей природы.  

Творчество спонтанно, и его появление зависит от появления человека способного к этому. Нельзя придумать и установить религию или организовать философскую школу, как и открыть новое знание, просто так пожелав этого или тем более издав государственный указ, все это происходит от человека, от его способности создавать, некие общие полезные нам принципы, которые нас и объединяют. 

Творчество сопровождает экономическую деятельность, делает ее организованней, эффективней, нашу жизнь интересней, придает ей смысл, но не составляет ее основу. И если мы не уверовали в чудеса с хлебами и рыбами, творчество не позволяет выживать, если оно не направлено на непосредственно то, что дает эту возможность, а именно экономику. Впрочем, я не решаюсь отрицать что пользу и некий прогресс в обществе может быть достигнут и многими иными творческими начинаниями.

Общая проблема

Если желание выжить, как мы уже выяснили, является общим, то можно заключить, что и все-то, что мешает общему выживанию будет или должно быть общей проблемой. Затем, мы можем прийти к двум формам решения любой общей проблемы, она требует либо усилий для исправления проблем, то есть меняем действительность, так чтобы она соответствовала нашим желаниям, либо меняем сами желаний так, чтобы они были умеренней. Реализация таких желаний общего выживания образуют государство. Сообщество людей которых объединяет вклад в общее дело, позволяющее им выжить, довольно часто на все протяжении истории, таким делом была война.

Государство, в свою очередь,  влияет на сами желания противопоставляя им моральные нормы, законы, а также соответствующие наказания, либо влияет непосредственно на проблемы, решает их, становясь тем самым сильнее. К этому последнему можно отнести всю государство образующую деятельность, которая проходила на протяжении большей части истории прежде всего это военная деятельность, но также и строительство дорог, мостов и др. в более современное время создание и финансирование государственных институтов,  научных организаций, создание государственной инфраструктуры, электростанций и др. В зависимости от времени и прогресса появляются новые государствообразующие отрасли. 

В современное время проблемы, угрожающие непосредственно жизни от  военной опасности,  неурожая, нехватки продовольствия, благодаря современной развитой экономике и политики казалось бы ушли в прошлое. И если мы хотим закрепить этот успех. Возможный путь будет еще больше усилить экономическое взаимодействие так, чтобы страны и люди в них проживающие более зависели от деятельности друг друга. 

Оборотной стороной этого процесса будет то, что сама эта растущая экономическая активность становится проблемой нерационального использования природных ресурсов в погоне за прибылью.  Достигнутый общими усилиями мир не представляет угрозы для жизни людей, но мир все еще заключает в себе элементы экономической борьбы, которая истощает природные ресурсы планеты.

Мы приходим к двум решениям:

  1. Либо откатиться назад к обособленным национальным экономикам с более высокими рисками войн за национальные интересы и вообще за какие-либо внешние ресурсы.
  2. Идти дальше формируя власть способную рационально распоряжаться ресурсами в рамках планеты везде, где бы эта власть не существовала.

Естественный положение вещей

В противовес этому мы можем сказать так, что желание выжить является частным, и как это происходит в природе, выживает сильнейший. Принятие этого принципа, казалось бы, устраняет проблему общего выживания, переводя ее в частную проблему отдельных людей. С этой позиции любая общая проблема рассматривается как частная. Но такой подход  в крайней своей форме подразумевает государство с единоличным управлением, монархией. Монарх или бизнесмен, скупивший все земли и производства —  рассматривает государство как собственность, передаваемую по наследству. 

Проблема такого подхода в том, что такое устройство, согласное с природной эволюцией и преимуществами свободного рынка, не согласно с неким высшим назначением человека —  не только выживать как вид, но и продолжить себя в некую единую организацию или то, что я называю комплементарной эволюцией, проистекающей в творческой и информационной сфере или ноосфере. Сама эта организация не должна быть подчинена каким-либо частным целям, как и человек не должен обслуживать какие-то отдельные клетки своего тела. 

Человек не адаптируется под природу, как окружающую, так и свою собственную. Но берет ее как основание и не останавливается на этом, создавая нечто большее, чем продолжение собственной биологической жизни. Такого рода создание напрямую сопряжено со свободным творчеством, откуда произошли все наши знания и культура, то есть выражение собственного таланта. И наилучшее общественное устройство будущего должно обеспечивать возможности для творчества наибольшему числу людей. 

В то время как единоличное управление, в целом власть, посредством насилия и как и вообще подчинение авторитетам, само по себе противостоит творческому началу. Сводит право на творчество к узкому кругу людей или даже к одному человеку. Такого рода единение хорошо в войне, но в мирной жизни оно ведет к деградации во всех сферах. 

Институциональная экономика

То, что мы называем государственная институциональная экономика с ее научными учреждениями и иными учреждениями культуры, частично реализует эти принципы развития разного рода творчества.  Государства с институтами, которые поддерживают разного рода творчество, оказались экономически успешней. 

Проблемы экономического успеха — это  относительный успех одной экономики относительно другой, одних людей относительно других. Это правильно работает в отношении отдельных людей, так как мотивирует их создать что-то лучшее. Создав структуру, приносящую стабильный доход, успех превращается в инструмент, обеспечивающий государственную власть. А находясь в зависимости от этого успеха, власть начинает им злоупотреблять, нарушая естественный экономический процесс конкуренции среди равных в правах участников свободного рынка.

Это злоупотребление происходит множеством способов, но главный, это общая инфляция, то есть, выпуск денег и кредитование близких государственной власти компаний. Поддержка эта заключена в кредите, а затем рекламе и продвижении товаров этих компаний. Погоня за прибылью или стремление к тому, чтобы вернуть кредит ведет к созданию особой формы потребительской экономики, которая навязывает потребление низкокачественных товаров, стимулируя экономический оборот обеспечивающий выпуск денег.

Этому же способствует и налоговая система, получающая доход с экономической активности. Все это в совокупности работает на успех той или иной экономики, но против того, чтобы сохранять природу и ее ресурсы. А также против того, чтобы увеличивать количество свободного времени для большинства людей. Такая экономика не рассчитана на создание качественных долговечных товаров, так как они замедляют торговый оборот.  А это, в свою очередь, создает проблему общего выживания ввиду нерационального расходования ресурсов и, как следствие, замусоривания планеты. Это наш практический результат. 

Качество жизни

К общей проблеме выживания я бы отнес и само качество жизни: обустройство городов, медицина, продукты питания и др. Для всех этих форм деятельности с помощью системы ОД можно создать лучшие условия. Возможно, у кого-то нет особого желания что-либо менять. У кого-то есть доступ к лучшим продуктам человеческой деятельности. И тем не менее, для многих это может быть важным. И сколько бы таких людей не было, проблемы в этих областях можно непосредственно начать решать, создавая собственную альтернативную экономику, которая могла бы создать ресурсы для этих решений.

Итоги

Проблему экономики планеты так: до сих пор основным экономическим критериям является прибыль, а не более качественное выживание человечества, не его дальнейшее творческое развитие и разумная организация. Прибыль в целом обеспечивает распределение средств от менее эффективного субъекта к более эффективному, и эта эффективность определяется либо практической утилитарной пользой,  либо упомянутым мною творчеством. Но в то же время, что касается экологии, подавляющее большинство дел не согласуются с общими целями выжить на планете, сохраняя ее естественное качество. Задача ОД в этом отношении — высвободить время для творчества и направить его на сохранение и улучшение всех эти природных условий и ресурсов так, чтобы это было ценно точно так же, как и прибыль, и даже ценнее этого — стало служением государству.

 

09.01.2022

Добавить комментарий

© 2021 Открытые деньги