Социализм

Если вы хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко.
—  Отто фон Бисмарк

Глобальная экономика и интернет постепенно приводят к размытию значимости традиционных территориальных государств. Роль государства в физической защите своих граждан, ввиду отсутствия явной военной угрозы, отходит на второй план, уступая место борьбе за более эффективные финансовые и культурные модели. Государственную власть подминает, а даже  может быть уже давно поглотила власть разного рода финансовых организаций, банков и международных корпораций. В истории уже происходило противостояние этой власти, в том числе через активное продвижение и реализацию некоторых идей социализма.

 Взяв идеи общего достатка, справедливости, равенства и тому подобного за основную отличительную идею социализма, мы рассмотрим один из способов достижения этого блага через обобществление собственности на средство производства, то есть, на разного рода инструменты, позволяющие достигать заданной практической цели или проще говоря — совершать работу.

Цели социализма

Прежде стоит сказать и о самих целях, то есть, о справедливости, равенстве и достатке. Начнем с последнего — под достатком, мы  подразумеваем хорошего качества товары и услуги по доступной цене, сюда же можно включить и собственное жилье и т.д., то есть, все, что касается лучшей организации быта.

Равенство, по всей видимости подразумевает относительное равенство достатка и равенство прав, то есть, отсутствие какого-либо сословного разделения и преимуществ от наличия денег. Что касается справедливости то, если в моей концепции это исполнение договоренностей то, в понимании контекста целей социализма справедливость — есть то же, что и следование законам, которые в свою очередь должен наилучшим  образом соответствовать социалистическим целям построения коммунизма.

Справедливость достатка

Возможно,  что понимание справедливости для отдельного человека происходит из чувства несправедливости, точно так же как свободу мы понимаем тогда когда у нас ее отнимут. И затем, если перейти к конкретике, положение дел когда богатый человек — условный капиталист и богатеет на том, что владеет чем-либо и будучи работодателем платит низкую по мнению работников зарплату, считается несправедливым. И справедливым будет то, чтобы работодатель платил больше.

Возникает противоречие между интересами работодателя сэкономить на зарплате и интересами работников, решаемое в современное время путем создания профсоюзов, массовой возможности бойкотировать работу.  Это противоречие решается рыночным путем ввиду конкуренции работодателей за лучших работников.

В эти отношения работника и работодателя косвенно или напрямую может вмешиваться государство, создавая рабочие места или обязывая работодателя платить минимальную зарплату. Все это позволяет сгладить социальные противоречия, но вместе с тем мешает рыночной конкуренции, а как следствие,  развитию конкурентной экономики.

Несправедливость владения

Что касается непосредственного владения каким-либо средством производства, то в этом сложно усмотреть какую-либо несправедливость, так как оно само по себе ничего не дает для  лучшей жизни, кроме того, что ты сам способен извлечь из использования этого средства. Точно также, владея рыболовной сетью, ты имеешь от нее пользу, только тогда, когда ты ею пользуешься и делаешь это лучше других. Но при небольшом улове твои действия могут быть невыгодны. Если тебе принадлежит какое-либо место по руслу реки, и ты ставишь там сеть, то ты уже резко увеличиваешь свои конкурентные преимущества.

Это касается добычи ресурсов извне, когда как в отношении производства товаров все обстоит не так категорично, так как практически любой товар имеет конкуренцию и может быть в любой момент стать невостребованным, ввиду появления лучшего аналога.

Несправедливость возникает прежде всего во владении того, что есть от природы и не создано собственным трудом.  К такому роду собственности относятся водохранилища и вода, которые традиционно находятся под общим государственным веденьем. Будь они частной собственностью с  монопольно назначаемой ценой на воду, то такое положение вещей мы бы никак не назвали справедливым.

 Общественная собственность.

Социализм распространяет это чувство несправедливости и на всю остальную собственность на средства производства. Общественная собственность не может быть средством производства, она может быть только частью природы, либо частью того, как мы к этой природе приспосабливаемся, например лавки, колодцы, фонари. Общественная собственность,как и природа — общие и должны находиться в ведении государства.

В то время, как средства производства являются по сути инструментам, нужными конкретному человеку для решения поставленных им самим перед собой задач. Эти инструменты являются продолжением человека, его органической частью, как руки и ноги. Но в отличии от частей тела, инструменты позволяют осуществлять хозяйственную деятельность и в общем то выживать в тех условиях в которых оказался конкретный человек. 

Оптимальная степень социализма

Оптимальную степень социализму можно увидеть в том, чтобы общественная собственность, насколько возможно, распространялась на природу, природные ресурсы, а также всего того, что касается обустройства природы для жизни, то есть коммунальные объекты и объекты инфраструктуры.

Недвижимость, в особенности многоэтажные дома — это часть природы и потому могут быть частично принадлежать государству, на местах подчиняясь органам местного самоуправления. Жители многоквартирных домов должны иметь право принимать какие-то свои локальные правила для своей совместной жизни, которые бы распространялись на всех жителей того или иного дома или квартала.

Помимо окружающего пространства, земли и природных ресурсов, общественно может быть все, что не должно приносить какую-либо прибыль. Использование общественных ресурсов природных или занятие земли под частную собственность должно быть согласовано с живущим там населением, то есть органами самоуправления.

Государство должно способствовать самоуправлению и обустройству общественного имущества. Это должно препятствовать самоуправной, неорганизованной частной застройке. Любое строительство новых объектов должно быть согласовано с местными органами самоуправления. Например, никто не должен строить что-либо перегораживая существующие дороги или тропинки, которые служат общественным целям. У торговых центров должно быть продумано и согласовано достаточное количество парковочных мест, чтобы гостевые автомобили не мешали жизни местным жителям. Это же касается и строительства новых коммерческих предприятий. Оно должно быть согласовано с местными органами самоуправления. Повторюсь, государство должно поддерживать правовой статус органов самоуправления.

Социализм, как самоуправление

Истоки общественного благополучия я вижу  в локальном децентрализованном самоуправлении. Жители организуют органы самоуправления, которые берут под свою ответственность функцию распоряжаться всей традиционно общественной собственностью.

Такое самоуправление вполне может стать истоком социализма настолько, насколько он вообще нужен и возможен. Такой подход позволит найти баланс между социальными интересами и коммерческими. Так как последние будут вынуждены искать компромисс с местными жителями. А жители могут сами обозначить свой интерес для предпринимателей, которыми многие сами будут являться. Таким интересом может быть не только финансовая отдача, но и, например, приоритет в рабочих местах для местных жителей, в обязанность предпринимателя нанимать прежде всего местных специалистов.  

04.04.2023

Добавить комментарий

© 2021 Открытые деньги